Проблема изменения банком условий обслуживания существовала всегда. Банки, как правило, меняют комиссии, проценты, тарифы без согласования с теми, кто пользуется банковскими услугами. Но есть ли у них на это право?
Законно ли одностороннее изменение тарифов или установление банком комиссии?
На практике любой договор с банком содержит положение о том, что банк в обязательном порядке публикует информацию о своих тарифах на своем сайте, а клиент должен самостоятельно ознакомиться с этими новыми условиями обслуживания.
И такой порядок действительно вроде бы закону не противоречит, поскольку гражданское законодательство устанавливает принцип свободы договора и возможности заключения и изменения условий договора различными способами, включая и подобный способ изменения условий при изменении одной стороной тех или иных условий. У второй стороны в случае таких односторонних изменений остается право отказаться от дальнейшего сотрудничества.
Но есть одно очень важное исключение, когда банк не имеет права менять условия обслуживания без получения предварительного согласия клиента!
Когда банк не вправе изменить тарифы или комиссии в одностороннем порядке?
В случае, когда гражданин обращается в банк не как предприниматель, а в частном порядке, (например, для открытия в банке вклада или счета, на котором будут храниться деньги для личных или семейных нужд) на банк и такого гражданина в полной мере распространяется законодательство о защите прав потребителей. А одним из условий, указанных в законе, является предварительное (до заключения договора) информирование потребителя обо всех условиях заключаемого договора. Это положение закреплено в статье 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», где указано:
“1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора…”
Верховный суд РФ неоднократно рассматривал споры граждан с банками и давно уже разъяснил судам, как следует разрешать подобные споры.
О том, почему стоит обратиться к нам в случае спора с банком смотрите информационную статью на нашем сайте.
Позиция Верховного суда заключается в том, что любая комиссия или повышение тарифа должны быть предварительно согласованы с клиентом, который является потребителем. А если такого предварительного согласования не было, то изменение условия договора банковского обслуживания с потребителем является незаконным.
При этом согласование должно заключаться в том, что банк обязан сообщить потребителю полную и достоверную информацию о заключаемом договора банковского обслуживания, включая размер комиссий, тарифов и т.д.
Что делать, если банк присвоил деньги потребителя при незаконном взимании комиссии или увеличении тарифа?
Если банк незаконно присвоил личные денежные средства граждан, то это повод для предъявления требований о возврате неправомерно удержанной суммы. А закон о защите прав потребителей также позволяет требовать убытки, проценты за просрочку выполнения требований потребителя, компенсацию морального вреда, а в суде с недобросовестного банка будет взыскан штраф в размере 50% от присужденной суммы, добровольно не возвращенной банком по претензии клиента.
Поэтому первым делом следует обратиться в банк с письменной претензией, в которой стоит обосновать свою позицию по вопросу и потребовать вернуть неправомерно удерживаемые денежные средства.
Записаться на прием или консультацию к юристу по спорам с банками в г. Серпухов можно по телефону +7(916)442-83-03.