Суд признал незаконным отказ Администрации Серпухова и защитил гражданина

Дело №2а-1280/2023

    УИД 50RS0044-01-2023-000883-91

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

16 марта 2023 года                    

г.Пущино Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,

при секретаре судебного заседания К. Н. А.,

с участием:

административного истца ФИО,

представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области – ФИО,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности»,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец ФИО обратилась в суд с административным иском и просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 29.12.2023 №246-О по заявлению № Р001-8781620278-56111297; обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно рассмотреть заявление и принять решение по заявлению ФИО № Р001-8781620278-56111297 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Свои требования административный истец основывает на том, что она обратилась в начале 2022 года в Администрацию г.о. Серпухов с заявлением №Р001-8781620278-56111297 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», просила произвести перераспределение земельных участков (с доплатой за увеличение площади по п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Решением от 15.02.2022 №Р001-8781620278-56ГГ1297 Администрация г.о. Серпухов отказала в предоставлении указанной государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности». Причина отказа: «согласно акту осмотра, на земельном участке государственная собственность на который не разграничена, расположены объекты, правоустанавливающие документы на которые заявителем не предоставлены».

Решением Серпуховского городского суда Московской области от 9 июня 2022 года по делу №2а-1224/2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 сентября 2022 года по делу №33а-28852/2022 и кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2022 по делу №88а-34889/2022 административное исковое заявление, поданное ФИО, удовлетворено, решение Администрации г.о. Серпухов от 15.02.2022 №Р001-8781620278-56111297 признано незаконным, и на административного ответчика возложена судами обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО.

При новом рассмотрении её заявления Администрация городского округа Серпухов в решении от 29.12.2022 №246-0 опять отказала в предоставлении вышеуказанной государственной услуги с указанием, что «на испрашиваемом земельном участке расположены объекты капитального строительства, неопределенные в праве».

Административный истец не согласна с вышеуказанным решением Администрации г.о. Серпухов и полагает, что суды уже разъяснили должностным лицам незаконность подобного мотива для отказа. Действия Администрации г.о. Серпухов, которая повторно отказала заявителю по незаконному основанию, административный истец расценивает, как запрещенное пунктом 1 статьи 10 ГК РФ злоупотребление правом со стороны административного ответчика. Считает, что все юридически значимые для рассмотрения настоящего иска обстоятельства уже установлены вступившими в силу судебными актами в деле №2а-1224/2022. При этом согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Административный истец ФИО в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – ФИО в судебном заседании возражала против заявленных истцом требований, доводы, указанные в письменном отзыве, поддержала (л.д.32-34).

Представитель административного ответчика Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с положениями ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика Администрация городского округа Серпухов Московской области, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела усматривается, что административный истец на основании договора дарения от ДАТА является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым <номер> площадью ЗНАЧЕНИЕ кв.м, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: АДРЕС (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 19-21,41,42). В материалы дела представлены: копия решения исполнительного комитета Васильевского сельского Совета народных депутатов Серпуховского района Московской области от ДАТА № 45/5 о закреплении за ФИО приусадебного участка площадью ЗНАЧЕНИЕ соток <адрес> (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 107), копия постановления Главы Администрации Васильевского сельского совета Серпуховского района Московской области от ДАТА № 103 о закреплении за ФИО земельного участка площадью ЗНАЧЕНИЕ га в АДРЕС (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 43), копия квитанции от 04.08.1994 об оплате им налогового платежа текущего года (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 44), копия технического паспорта на жилой дом № 12 в АДРЕС (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 45), копия плана земельного участка, учетной карточки на участок (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 47), копия характеристики строений и сооружений (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 49-50), копии дополнений к акту установления и согласования границ земельного участка от 08.09.2004 и от 16.05.2005 (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 102-105), копия акта выбора земельного участка под строительство индивидуального жилого дома ФИО в АДРЕС от 25.07.1990 (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 106).

В материалы дела представлена схема расположения земельного участка, условный номер земельного участка <номер> площадью ЗНАЧЕНИЕ кв.м (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 15-16).

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области отказано ФИО в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 15.02.2022 по заявлению № Р001-8781620278-56111297, по основаниям: на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц; в разъяснении причин отказа в предоставлении государственной услуги указано: согласно акту осмотра, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположены объекты, правоустанавливающие документы на которые заявителем не представлены (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 8, 54-56 – копия решения, л.д. 73-83- копия заявления), представлена выписка из сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию отрицательных решений №35-О от 11.02.2022, где под номером 85 указана административный истец (дело №2а-1224/2022 т.1 л.д. 56-57).

Решением Серпуховского городского суда Московской области от 09.06.2022 был удовлетворен административный иск ФИО, признано незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 15.02.2022 по заявлению № Р001-8781620278-56111297, суд обязал Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление ФИО № Р001-8781620278-56111297 от 28.01.2022 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности». Решение вступило в законную силу (л.д. 12-28).

22.12.2022 во исполнение решения Серпуховского городского суда от 09.06.2022 по административному делу дело №2а-1224/2022 повторно рассмотрено заявление административного истца №Р001-8781620278-56111297 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» (л.д.36). Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 29.12.2022 № 246-О отказано в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», по следующим основаниям: на испрашиваемом земельном участке расположены объекты капитального строительства, неопределенные в праве (л.д.37-38).

Из сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений №246-О от 29.12.2022, где под номером 223 указан административный истец, в отношении которого согласован отказ в предоставлении услуги, кадастровый номер земельного участка <номер>, общей площадью ЗНАЧЕНИЕ кв.м, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земельного участка – земли населенных пунктов (л.д. 39).

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2,3 статьи 39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо – собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 29.29 ЗК РФ.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В силу статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 9).

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

Решением Серпуховского городского суда от 09.06.2022 по административному делу №2а-1224/2022 заявленные требования ФИО о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» удовлетворены; признано незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» № Р001-8781620278-56111297 от 28.01.2022. Решение суда являлось предметом проверки в порядке судебного контроля судом вышестоящей инстанции. 14.09.2022 решение суда вступило в законную силу.

Как следует из материалов дела № 2а-1224/2022, предметом спора явилось решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» №Р001-8781620278-56111297 от 28.01.2022, согласно которому ФИО отказано в предоставлении услуги, по причине того, что: согласно акту осмотра, на земельном участке государственная собственность на который не разграничена, расположены объекты, правоустанавливающие документы на которые заявителем не предоставлены.

При этом судом было установлено, что принадлежность самовольно возведенных административным истцом на испрашиваемом земельном участке бани и гаража ФИО ни ею, ни Администрацией г.о. Серпухов Московской области, ни третьими лицами не оспаривалось. Таким образом, на земельном участке отсутствуют какие-либо объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, что в силу подпункта 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации препятствовало бы перераспределению земельного участка административного истца и муниципальных земель.

Таким образом, основания, изложенные в оспариваемом решении Администрации г.о.Серпухов относительно объектов капитального строительства, неопределенных в праве, признаны судом необоснованными. Согласно п. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, оспариваемое решение № 246-О от 29.12.2023 об отказе в предоставлении государственной услуги не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы истца, поскольку основания вынесения данного решения аналогичны основаниям, изложенным в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 15.02.2022, которое признано судом незаконным.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Суд полагает, что правильным в данном случае следует избрать способ восстановления нарушенного права путем возложения на административного ответчика обязанности предоставить административному истцу государственную услугу «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» по заявлению № Р001-8781620278-56111297.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на судебную защиту предполагает наличие конкретных институциональных и процессуальных механизмов, которые позволяют реализовать его в полном объеме, и вместе с тем соответствуют критериям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым гарантируют действенное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости и обеспечивающего охрану прав и свобод человека и гражданина (Постановления от 03.02.1998 № 5-П, от 16.03.1998 № 9-П, от 25.12.2001 № 17-П, от 11.05.2005 № 5-П, от 05.02.2007 № 2-П, от 19.03.2010 № 7-П, от 19.07.2011 № 17-П, др.).

Правильное и своевременное разрешение административных дел соотносится с принципом правовой определенности, который предполагает, что судебные решения, по общему правилу, должны оставаться окончательными. Соответственно восстановление нарушенного права должно быть произведено способом, имеющим признаки окончательного разрешения правового спора.

В ходе разбирательства настоящего административного дела на наличие иных обстоятельств, препятствующих предоставлению государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» по заявлению № Р001-8781620278-56111297 от 28.01.2022, кроме как изложенных органом местного самоуправления в оспариваемом решении, административный ответчик не ссылался.

Таким образом, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 29.12.2023 №246-О по заявлению № Р001-8781620278-56111297.

Обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области предоставить ФИО государственную услугу «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» по заявлению № Р001-8781620278-56111297 от 28.01.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                    С.Ю.Мусатова

Мотивированное решение изготовлено 10.05.2023

Записаться на консультацию к юристу по земельным вопросам можно по телефону +7(916)442-83-03
☎ Звоните ежедневно с 9:00 до 18:00.
Posted in Земельные вопросы, Решения судов.