Суд признал частично недействительными правила землепользования и застройки

Дело №НОМЕР

Копия УИД НОМЕР

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

ДАТА года

г.Пущино Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО,

с участием:

административного истца ФИО, ее представителя по доверенности Искендерова Э.Э.,

представителя административного ответчика администрации Городского округа Серпухов Московской области по доверенности ФИО,

заинтересованного лица ФИО,

старшего помощника Серпуховского городского прокурора ФИО,

рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску ФИО, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО и ФИО к администрации Городского округа Серпухов Московской области о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденных постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 18.08.2021 №4182-П,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО, действуя в своих интересах, а также в интересах своих несовершеннолетних детей, обратилась в суд с административным иском, в котором просит Признать недействующими с даты принятия Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденные постановлением Администрации г.о. Серпухов МО от 18.08.2021 № 4182-П (с изменениями от 27.12.2021 № 6466-П, от 03.03.2022 № 891-П, от 23.05.2022 № 2307-П, от 15.07.2022 № 3438-П, от 30.12.2022 № 6716-П, от 12.01.2023 № 59-П, от 17.02.2023 № 761-П, от 15.06.2023 № 3469-П, от 01.09.2023 № 5586-П), в части установления градостроительного зонирования в отношении наличия на части земельного участка с кадастровым номером №НОМЕР территориальной зоны «Р-2».

Свои требования административный истец мотивирует тем, что ей и ее несовершеннолетним детям ФИО, ФИО, а также ФИО, ФИО на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, расположенный по адресу: АДРЕС, площадью ЗНАЧЕНИЕ кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. В полученном административным истцом в 2024 году градостроительном плане земельного участка на листе 3 имеется чертеж градостроительного плана земельного участка, в котором указано, что участок находится в двух различных территориальных зонах. На листе 7 указанного градостроительного плана указано, что земельный участок находится в двух территориальных зонах (Ж-2 и Р-2).

Административный истец указывает, что нахождение земельного участка в территориальной зоне Р-2 ограничивает пользование данным земельным участком, так как Р-2 – это природно-рекреационная зона для сохранения отдельных естественных качеств окружающей природной среды. В соответствии с п.5 ст.98 Земельного кодекса РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Также нахождение участка в зоне Р-2 препятствует возможности перераспределить земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010104:139 с другим земельным участком. Указанное нарушает права административного истца и других собственников земельного участка.

ФИО обратилась в администрацию г.о. Серпухов с письменной просьбой внести изменения в генеральный план городского округа Серпухов и исключить пересечение земельного участка с зоной Р-2.

B Решении Мособлархитектуры от ДАТА №НОМЕР на №НОМЕР от 06.05.2024 ей было отказано в приеме документов. Одной из причин отказа было указано, что предложение о внесении изменений учтено в генеральном плане городского округа Серпухов Московской области, утвержденном решением Совета депутатов округа Серпухов Московской области от 20.12.2017 №242/28 с внесенными изменениями от 30.09.2020 №203/25, так как земельный участок с кадастровым номером НОМЕР расположен в функциональной зоне Ж-2 – зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.

Затем ФИО направила обращение в Мособлархитектуру с просьбой сообщить – кто виноват в том, что ее участок в информационных системах числится в 2-х зонах (Ж-2 и Р-2), а по Генплану он находится в одной зоне (Ж-2).

В ответе Мособлархитектуры от ДАТА ФИО было сообщено, что в Генеральном плане г.о.Серпухов земельный участок с кадастровым номером НОМЕР числится в функциональной зоне Ж-2. В этом же письме было указано, что в Правилах землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденными постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 18.08.2021 № 4182-П (ред. от 01.09.2023 № 5586-П) указанный земельный участок частично расположен в территориальной зоне Ж-2 – зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (99%), частично в зоне Р-2 – природно-рекреационная зона (1%).

Таким образом, сама ФИО узнала о несоответствии территориальной зоны в ПЗЗ функциональной зоне в Генплане после получения ответа Мособлархитектуры от ДАТА.

На официальном интернет-сайте администрации Городского округа Серпухов опубликовано Решение Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области № 203/25 от 30.09.2020 года «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.12.2017 № 242/28 «Об утверждении Генерального плана городского округа Серпухов Московской области» (с изменениями от 30.09.2020 № 203/25, от 05.11.2020 № 217/27)» с приложениями.

В приложении к указанному Решению находится Карта функциональных зон муниципального образования, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР находится в зоне Ж-2.

Вместе с тем в приложении к Постановлению администрации городского округа Серпухов МО от 18.08.2021 №4182-П (ред. от 01.09.2023) «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области» имеется Карта градостроительного зонирования, согласно которой земельный участок с кадастровым номером НОМЕР находится в территориальных зонах Ж-2 и Р-2.

В судебном заседании административный истец ФИО, ее представитель Искендеров Э.Э., заинтересованное лицо ФИО поддержали административный иск, полагали его подлежащим удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Административный истец также пояснила, что пыталась подать через электронный сервис, заявление о перераспределении принадлежащего земельного участка, указанного в административном исковом заявлении, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Однако после введения координат характерных точек образуемого земельного участка появилось сообщение о наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, так как исходный участок пересекает границы территориальной зоны. Дальнейшее заполнение формы заявления о предоставлении государственной услуги было невозможно.

Представитель административного ответчика администрации Городского округа Серпухов Московской области по доверенности ФИО в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 58-60).

Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, заинтересованные лица ФИО начальник Управления по городским округам Серпухов, Пущино и Протвино Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ФИО в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Исходя из положений ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены иди оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, для признания незаконным решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п.26 ч.1 ст.16, ч.1 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ч.3 ст.8 и ч.1 ст.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Из материалов дела следует, что ФИО, ФИО, ФИО, ФИО и ФИО на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью ЗНАЧЕНИЕ кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: АДРЕС (л.д.10-17).

Административным истцом представлена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которой предполагается образование земельного участка путем приращения земельного участка с кадастровым номером НОМЕР за счет прилегающей территории. Согласно представленному уведомлению имеются ограничения в оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ввиду пересечения его границами границ территориальных зон. Указанное уведомление также содержит визуальное отображение пересечения контура (л.д.75-76).

Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденных Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 18.08.2021 № 4182-П (с изменениями от 27.12.2021 №6466-П, от 03.03.2022 №891-П, от 23.05.2022 №2307-П, от 15.07.2022 №3438-П, от 30.12.2022 №6716-П, от 12.01.2023 №59-П, от 17.02.2023 №761-П, от 15.06.2023 №3469-П, от 01.09.2023 №5586-П, от 03.07.2024 №2719, от 16.07.2024 №2912) в отношении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР установлены две территориальные зоны: Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами и Р-2 – природно- рекреационная зона.

Указанное обстоятельство не опровергалось административным ответчиком и подтверждается также документами, представленными в материалы дела Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области: ответами на запрос суда от 26.09.2024 №29СДИ-173, от 02.10.2024 №29СДИ-185, сводной информацией об ограничениях оборотоспособности и градостроительных ограничениях земельного участка с представленным картографическим материалом, содержащим выкопировки из Генерального плана г.о.Серпухов и из Правил землепользования и застройки территории г.о.Серпухов. Из указанных документов следует, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР в соответствии с картой функционального зонирования Генерального плана г.о.Серпухов в действующей в настоящее время редакции отнесен к двум функциональным зонам: Ж-2 – зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами и Р-4 – лесопарковая зона; согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территории (части территории) г.о.Серпухов указанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: Ж-2 – зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами и Р-2 – природно-рекреационная зона (л.д. 144-154 , 157- 178).

Согласно ч4 ст30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с ч.1 ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Исходя из изложенного, поскольку территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером НОМЕР не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, то Правила землепользования и застройки г.о.Серпухов в этой части приняты в нарушение действующего законодательства.

Вместе с тем, согласно п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в тоо числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен ч.3 ст.9, ч.9 и ч.10 ст.31, п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями ст.ст.1, 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.1 ч.2 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

В данном случае территориальное зонирование земельных участков административного истца, при котором каждый земельный участок с кадастровым номером НОМЕР расположен в двух территориальных зонах (Ж-2 и Р-2) не соответствует тем функциональным зонам, которые определены Генеральным планом г.о.Серпухов, согласно которому земельный участок относится к функциональным зонам Ж- 2 и Р-4.

В Градостроительном кодексе отсутствует норма запрещающая нахождение одного земельного участка в различных функциональных зонах.

Вместе c тем такое территориальное планирование в составе Генерального плана территории, занятой земельным участком административного истца, не позволяет при определении территориальных зон обеспечить соблюдение требований ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд исходит из того, что поскольку принадлежащий административному истцу земельный участок, поставлен на кадастровый учет 29.01.2006 с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», то при утверждении документов градостроительного зонирования органом местного самоуправления, в силу ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должны учитываться сложившаяся планировка территории и существующее землепользование. Однако, каких-либо доказательств, того, что административным ответчиком, учитывалось существующее землепользование и сложившаяся планировка территории в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, материалы дела не содержат.

Исходя из вышеизложенного, суд находит заявленные административным истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя момент, с которого Правила землепользования и застройки г.о.Серпухов Московской области в соответствующей части должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку они до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Решение суда по настоящему делу или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании администрации Городского округа Серпухов Московской области в соответствии с требованиями п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 , 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО и ФИО удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденные Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 18.08.2021 № 4182-П (с изменениями от 27.12.2021 №6466-П, от 03.03.2022 №891-П, от 23.05.2022 №2307-П, от 15.07.2022 №3438-П, от 30.12.2022 №6716-П, от 12.01.2023 №59-П, от 17.02.2023 №761-П, от 15.06.2023 №3469-П, от 01.09.2023 №5586-П, от 03.07.2024 №2719, от 16.07.2024 №2912) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером НОМЕР к двум территориальным зонам – зона Ж2 – зона индивидуальными и блокированными жилыми домами и зона Р-2 – природно-рекреационная зона.

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании администрации Городского округа Серпухов Московской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись C.Ю.Мусатова

Земельный юрист в Серпухове ответит по телефону +7(916)442-83-03
☎ Звоните ежедневно с 9:00 до 18:00.

Posted in Земельные вопросы, Решения судов.