Дело № 2-1974/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2022 года.
г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., с участием заявителя ФИО, при помощнике судьи И. Т. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО об установлении факта, имеющего юридическое значение,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ФИО обратилась в суд с заявлением о установлении факта отсутствия мелиоративных систем на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке площадью ЗНАЧЕНИЕ квадратных метров c- кадастровым номером НОМЕР, расположенном по адресу: АДРЕС и факта отсутствия оснований отнесения данного земельного участка к мелиорированным землям; об установлении факта отсутствия мелиоративных систем на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке площадью ЗНАЧЕНИЕ квадратных метров c кадастровым номером НОМЕР, расположенном по адресу: АДРЕС и факта отсутствия оснований отнесения данного земельного участка к мелиорированным землям.
Заявитель ФИО в ходе судебного разбирательства и в настоящем судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объёме.
Из текста заявлений, объяснения заявителя ФИО, данного в ходе судебного разбирательства и в настоящем судебном заседании, а также представленных документов, видно, что в отношении вышеуказанных принадлежащих заявителю ФИО земельных участков имеется официально зарегистрированная информация об их частичном нахождении на мелиорированных землях, что ограничивает её права на пользование данными земельными участками в соответствии с их целевым назначением. Из ответов на её заявления в соответствующих государственные учреждения видно, что последние не могут самостоятельно решить вопрос об устранении данной информации, не оспаривая сущность её заявления.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, будучи извещён надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в судебное заседание не явился, будучи извещён надлежащим образом, представив письменный отзыв, согласно которого заявленные требования оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» в судебное заседание не явился, будучи извещён надлежащим образом, представив письменный отзыв, согласно которого заявленные требования оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ГБУ МО «Мособлгеотрест» в судебное заседание не явился, будучи извещён надлежащим образом, представив письменный отзыв, согласно которого данное заявление должно рассматриваться в порядке искового производства.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ГБУ МО «МОБТИ» в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом. Представлены заявления о рассмотрении дела без участия представителей.
Согласно копиям договоров купли-продажи земельного участка, передаточного акта, акта приема-передачи земельного участка, выписок из ЕГРН ФИО является собственником земельных участков: площадью ЗНАЧЕНИЕ кв.м. c кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС, и площадью ЗНАЧЕНИЕ кв.м. с кадастровым номером НОМЕР, расположенном по адресу: АДРЕС (л.д. 8-9, 10, 11-16, 17-18, 19-25, 26-32). Заявителем представлены копии градостроительных планов указанных земельных участков, из которых видно, что земельные участки частично расположены на мелиорируемых землях (л.д. 33-50, 51-68).
Из ответов ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» от ДАТА, ДАТА в адрес ФИО следует, что объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление Учреждению, в границах земельных участков c кадастровыми номерами НОМЕР и НОМЕР, отсутствуют (л.д. 69, 70).
Из ответа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области на обращение ФИО от ДАТА усматривается, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР площадью ЗНАЧЕНИЕ кв.м. относится к категории «Зем. сельскохозяйственного назначения» видом разрешенного использования «для дачного строительства», таким образом, сельскохозяйственным угодьям не относится. По данным Министерства указанный земельный участок частично находится на ранее мелиорированных землях, использование которых для несельскохозяйственных целей не допускается. Однако, так как в соответствии с установленным видом разрешенного использования – «Для ведения дачного строительства», к сельскохозяйственным угодьям данный участок не относится, Министерство считает, что к данному участку не применяются требования статьи 4 Закона Московской области от 12.06.2004 №75/2004-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области», согласно которой использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, в том числе и мелиорируемых земель, для несельскохозяйственных нужд, не допускается (л.д. 71).
Из ответа Департамента мелиорации Министерства сельското хозяйств Российской Федерации от ДАТА в адрес ФИО следует, что по информации подведомственного Минсельхозу России федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз», на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР мелиоративные системы федеральной собственности, находящиеся в оперативном управлении Учреждения, a также мелиорированные земли, относящиеся к федеральной собственности и закрепленные на праве постоянного бессрочного пользования за Учреждением, отсутствуют (л.д. 72-73).
Выслушав заявителя и исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворение заявления об установлении факта отсутствия мелиоративной системы на земельном участке заявителя, так как указанное обстоятельство выявлено ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» по результатам обследования земельного участка заявителя.
Согласно ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
По смыслу указанной нормы перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке не является исчерпывающим, поэтому суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.
Согласно ст.265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно п.4 ст.79 ЗК РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
B соответствии c п.13.9 постановления Правительства Московской области от 03.03.2020 № 83/6 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области», Министерство осуществляет полномочия по формированию перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается.
На основании п.4 Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных ‘угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 №872/38, спорный земельный участок не включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный распоряжением Минсельхозпрода Московской области от 12.10.2019 №20РВ-349 (в редакции от 02.03.2021).
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель» Министерство сельского хозяйства РФ является органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанин государственных услуг, управлению государственным имушеством сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель.
Согласно приказу Минсельхоза России от 30.06.2020 № 365 «Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель» Министерство сельского хозяйства РФ устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Министерством, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства и его должностными лицами, между Министерством и физическими или юридическими лицами, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе предоставления государственной услуги. Федеральное государственное бюджетное учреждение по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, подведомственное Минсельхозу России, участвует в предоставлении государственно услуги по предоставлению сведений, полученных в ход осуществления учета мелиорированных земель.
Из письменных сообщений ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» от ДАТА, ДАТА видно, что объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление Учреждению, в границах земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР и НОМЕР, отсутствуют. Полномочия органов государственной власти в области мелиорации земель определены ФЗ от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель».
До принятия в 2008 году ФЗ №66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к полномочиям федеральных органов государственной власти относился учет и мониторинг мелиорированных земель.
Порядок учета мелиорированных земель и внесения данных о них в государственный земельный кадастр устанавливался Правительством РФ (утвержден Заместителем председателя Правительства РФ от 07.08.1996 № 2933п-П1).
В соответствии с п.10 Порядка списание мелиоративных систем и перевод мелиорированных земель в немелиорированные производился на основании заключения комиссий, создаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ.
В Московской области постановлением Губернатора Московской области от 20.09.2005 № 123-ПГ функции комиссии по указанному вопросу были возложены на Координационный совет по имущественным отношениям в Московской области.
Данный порядок был временным и подлежал применению до момента возложения полномочий по осуществлению учета мелиорированных земель на специальный федеральный орган исполнительной власти.
Статья ФЗ от 13.05.2008 №66-ФЗ статья 19, регламентирующая порядок учета мелиоративных систем, исключена, что повлекло признание утратившими силу постановлений Заместителя председателя Правительства РФ от 07.08.1996 № 2933п-П1 и Губернатора Московской области от 20.09. 2005 № 123-ПГ «Об установлении в субъектах координационных советов по рассмотрению и согласованию материалов списании мелиоративных систем и переводе мелиорированных земель в немелиорированные». В настоящее время правовых норм, определяющих и дающих возможность осуществления органами исполнительной власти полномочий по учету и списанию мелиоративных систем, федеральным законодательством не установлено.
Установление факта отсутствия мелиоративной системы на земельных участках необходимо заявителю для исключения земельных участков из состава мелиорируемых земель на территории Московской области. Установления такого факта является основанием для исключения земельных участков из состава мелиорируемых земель на территории Московской области. Органом, уполномоченным на исключение земельного участка из состава мелиорируемых земель на территории Московской области, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Согласно ст. 18 ФЗ от 10.01.2006 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» основным направлением деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области мелиорации является, в том числе, организация учета и проведение мониторинга мелиорированных земель.
Следовательно, учет мелиорированных земель могут нести как федеральные, так и региональные органы исполнительной власти.
Поскольку спорные земельные участки расположены территории Московской области, органом, уполномоченным исключение земельного участка из состава мелиорируемых земель территории Московской области, является Министерство сельско хозяйства и продовольствия Московской области.
Принимая же во внимание, что заявитель обратилась с настоящим заявлением в порядке особого, а не искового производства, при этом, просит лишь установить факт отсутствия мелиоративной системы на своих земельных участках, а абз.2 просительной части ее просьба об указании о том, что решение суда является основанием для списания мелиоративных систем, не является самостоятельным требованием, так как заявитель не просит возложить на какой-либо орган определенные обязанности, суд рассматривает заявление ФИО по аналогии с требованиями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, лишь в рамках заявленного требования.
C учетом же вышеуказанных обстоятельств, в рамках рассмотрения дела в порядке особого производства, оснований дополнительно указывать в решении суда о том, что решение следует считать основанием для списании мелиоративной системы в ФГ «Управление «Спецмелиоводхоз» земельных участков кадастровыми номерами НОМЕР и НОМЕР, не имеется.
Исходя из изложенного, на основании ст.264 ч.2 п.10 ГПК РФ, ст.265 ГПК РФ и руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Установить факт отсутствия мелиоративных систем на земельном участке площадью ЗНАЧЕНИЕ квадратных метров с кадастровым номером НОМЕР, расположенном по адресу: АДРЕС, принадлежащем на праве собственности заявителю ФИО, факт отсутствия оснований отнесения данного земельного участка мелиорированным землям. Установить факт отсутствия мелиоративных систем на земельном участке площадью ЗНАЧЕНИЕ квадратных метров с кадастровым номером НОМЕР, расположенном по адресу: АДРЕС, принадлежащем на праве собственности заявителю ФИО, и факт отсутствия оснований отнесения данного земельного участка к мелиорированным землям.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья /подпись/ Крючков С.И.
Мотивированное решение суда составлено 25 июля 2022 года