Закон о защите прав потребителей определяет, что продавец некачественного товара обязан добровольно возвратить деньги, уплаченные потребителем. На это продавцу отводится 10 дней с даты получения соответствующего требования потребителя. При невыполнении в 10-тидневный срок законного требования потребителя о возврате денежных средств, уплаченных за некачественный товар, продавец обязан уплатить неустойку.
А если дело дойдет до суда, то суд взыскивает с продавца еще и штраф, который определяется в размере 50% от сумму, невыплаченной покупателю в добровольном порядке. Штраф взыскивается только в случае, если потребитель потребовал от продавца (правильно предъявил претензию), а продавец добровольно не исполнил законное требование покупателя о возврате денег.
Как продавцы уклоняются от возврата денег в 10-тидневный срок?
Не секрет, что 10 дней для продавца закончатся быстро, т.к. за это время продавец должен и осмотреть товар, и провести экспертизу (если есть такая необходимость), и выплатить деньги. Чтобы продлить себе этот срок, продавцы частенько подсовывают покупателю “свою форму претензии”, в которой не написано, что покупатель требует вернуть деньги. А если нет требования вернуть деньги, то у продавца в свою очередь нет обязанности их возвращать за 10 дней. Чаще всего покупатель по тексту подсунутого бланка просит продавца провести оценку состояния товара (проверку качества) или что-то в этом роде.
Если у продавца нет обязанности вернуть деньги по требованию покупателя, то штраф в суде не взыскать. Всё это небольшая хитрость, позволяющая продавцам избежать больших убытков, поскольку неустойка за просрочку по закону о защите прав потребителей имеет большой размер и просто так ее не снизить, а получить в суде еще и штраф в размере 50% от всего невыплаченного в добровольном порядке – сомнительное удовольствие.
Что делать покупателям?
Покупателям нужно прежде всего думать о своих интересах и внимательно читать документы, которые предлагает продавец. Также нужно понимать, что слова представителей продавца “мы используем только типовые бланки для составления претензии” – это не более, чем уловка, цель которой исключить получение претензии о возврате денег.
У покупателя нет никакой обязанности применять “типовые бланки”, подсовываемые продавцом. Покупатель может изготовить претензию самостоятельно в той редакции, которая отвечает его интересам, или обратиться к юристу для правовой помощи. Также нужно понимать, что претензия от покупателя должна содержать не только требование о возврате денег, но из текста данной претензии должно быть понятно – куда именно продавцу нужно уплатить денежные средства. В противном случае покупатель может в суде услышать от представителей продавца обвинение в злоупотреблении правом, которое в свою очередь может оказаться препятствием для взыскания с продавца и неустойки, и штрафа.
Но претензию нужно не только сделать и принести продавцу. Претензию нужно еще и вручить правильно. Ведь работник может взять у покупателя бумагу, а потом “забыть”, что ему что-то вручили. Или даже покупателю поставят роспись в приеме претензии, но затем выяснится, что ни у кого из сотрудников магазина такой подписи нет. Поэтому лучше всегда координировать свои действия у юриста, которого целесообразно подключить к решению вопроса до того, как покупатель что-либо предпримет.