Права потребителя при возврате некачественного товара

Многие знают, что потребитель может потребовать возврат денег за товар от продавца некачественного товара. Но не многим известны нюансы этого действия.

Права потребителя, который приобрел некачественный товар, указаны в законе “О защите прав потребителей”.

Права потребителей

Если обычный товар, купленный в магазине, окажется некачественным, то по общему правилу покупатель может потребовать от продавца выполнить следующие действия:

  • заменить товар на аналогичный той же марки или другой марки (с перерасчетом цены);
  • соразмерно уменьшить цену;
  • устранить недостатки или возместить расходы покупателя на устранение;
  • отказаться от договора и вернуть товар с требованием вернуть уплаченную за некачественный товар сумму;
  • потребовать полного возмещения убытков одновременно с любым из вышеуказанных полномочий.

Все указанные требования могут быть также предъявлены так называемой уполномоченной организации (уполномоченному индивидуальному предпринимателю). Имеется ввиду, что производитель товара может поручить той или иной организации (или индивидуальному предпринимателю) представлять его (производителя) интересы при взаимодействиях с клиентами.

При покупке технически сложных товаров и в некоторых других случаях действуют особые условия, отличные от указанных в настоящей статье.

Специальные права потребителей

При обмене товара на товар той же марки закон запрещает пересчитывать цену замененного товара. Если брак меняют на товар другой марки, то цена пересчитывается, и в зависимости от того – дороже замена или дешевле, потребитель либо доплачивает, либо ему возвращают разницу в цене.

В то же время, если покупатель возвращает некачественный товар, то он вправе потребовать возместить ему разницу в цене между стоимостью товара при покупке и ценой этого же товара на момент возврата продавцом денежных средств. Если продавец добровольно отказался вернуть деньги, то покупателю должна быть выплачена разница в ценах на момент вынесения судом решения. Ну а если потребитель брал кредит или займ для оплаты возвращенного некачественного товара, то продавец обязан возвратить не только уплаченные покупателем деньги за товар, но и платежи покупателя по кредиту (займу).

При невыполнении продавцом требований закона о защите прав потребителей, необходимо обращаться в суд. При этом любой судебный процесс – это сложная работа, но нужно понимать и помнить: “дорогу осилит идущий”.

Что делать для возврата некачественного товара?

Когда покупатель обнаруживает в товаре брак и требует возврата денег за товар, продавец такого товара будет искать способ отказать покупателю. Для этого используются различные “приемчики”, которые вроде на первый взгляд, и не противоречат закону, но тем не менее цель этих действий – по возможности уклониться от возврата.

Нельзя также не упомянуть, что закон о защите прав потребителей устанавливает жесткие санкции за невыполнение требований потребителей в добровольном порядке. Недобросовестный продавец (и прочие лица) за нарушение прав потребителей могут заплатить неустойку, компенсацию морального вреда, а также штраф в размере 50% от размера неудовлетворенных в добровольном порядке требований потребителя.

О том, в каких случаях применяется 50%-й штраф за нарушение прав потребителей смотрите информацию на данном сайте.

Поэтому любое требование к продавцу (уполномоченной организации, импортеру и изготовителю) должно быть оформлено в виде письменной претензии.

За свои интересы всегда нужно бороться, так как под “лежачий камень” воде попасть сложно

Как написать претензию на возврат некачественного товара?

В тексте претензии нужно правильно изложить ситуацию и свои требования, которые следует основывать на законе, т.е. составитель претензии должен понимать, что он пишет и есть ли у покупателя право требовать то, что указано в претензии.

Но правильно составить претензию бывает недостаточно: претензию нужно еще и правильно вручить (надлежащему лицу и в правильном порядке). На практике граждане часто допускают ошибки при определении личности получателя претензии (неправильно указывают наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, которым следует вручить претензию). А это автоматически влечет отказ в рассмотрении претензии и невозможность в дальнейшем в суде требовать с недобросовестного продавца 50%-й штраф. Также случаются казусы, когда продавец фактически получив претензию, впоследствии заявляет, что ничего не получал, а тут уже от покупателя зависит – сможет он доказать судье факт вручения претензии на возврат некачественного товара или не сможет. Поэтому нужно всегда поручать подготовку претензии профессиональному юристу, специализирующемуся за защите прав потребителей.

Добавлю также, что каждый случай, когда приходится предъявлять претензии из-за некачественного товара, отличается от остальных, поэтому не существует универсальных (на все случаи жизни) рекомендаций о том, как действовать. Единственная рекомендация, которую можно предоставить в подобном случае – сразу же обратиться к грамотному юристу, который разберется в проблеме и предоставит рекомендации. И эта рекомендация касается всех: и покупателей, и продавцов.

Любой судебный процесс – это своего рода поединок юридических знаний и навыков, а потому чем грамотнее будут представлены в суде интересы клиента, тем успешнее будет результат.


Записаться на прием или консультацию к юристу по защите прав потребителей в Серпухове можно по телефону +7(916)442-83-03.