Реклама и ее распространение регулируются прежде всего Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ “О рекламе”, который дает понятие рекламы, объекта рекламы, рекламной конструкции и т.д. (есть и иные законы, ограничивающие рекламу). По общему правилу на размещение наружной рекламы нужно получить разрешение органа власти (муниципалитета). Но есть и исключения, которые перечислены в части 23 статьи 19 вышеуказанного закона (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 №98-ФЗ), где установлено:
23. Требования настоящей статьи в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы).
Поэтому при решении вопроса о том – нужно разрешение властей на наружную рекламу на фасаде здания или не нужно, необходимо четко представлять каким именно способом будет закреплена реклама на здании. При этом не имеет никакого значения положения нормативных актов, изданных муниципальным органом власти, если эти нормы запрещают размещение рекламы без дополнительных конструкций и приспособлений, поскольку муниципальные правовые нормы не могут противоречить федеральному закону.
Наклейки на окне не требуют согласования?
Соответственно, реклама на витрине магазина или офиса не требует разрешения муниципалитета, если при размещении наружной рекламы на окне не использовались дополнительные конструкции и приспособления, предназначенные только для размещения этой рекламы. А в таком случае, если наклеить пленку с рекламой на стекло окна магазина или офиса, то разрешения администрации не нужно, т.к. отсутствует рекламная конструкция, как таковая, а распространение рекламы без рекламной конструкции не требует каких-либо согласований. Подтверждением этого вывода являются судебные акты в деле №А36-15866/2017, в рамках которого суды указали, что:
Материалами дела подтверждается, что спорная реклама представляет собой наклейки из пленки с выполненным на них текстом, размещенные на стеклах окон здания, в котором осуществляется оказание рекламируемой услуги (л.д. 53–57). Оценив способ и место размещения спорной рекламы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанная реклама распространялась … без использования рекламной конструкции, на размещение которой требуется соответствующее разрешение.