Конституционный суд РФ рассмотрел неопределенность закона о банкротстве, которая привела к тому, что суды в правоприменительной практике выносили прямо противоположные решения. В итоге в Постановлении Конституционного суда РФ №44-П от 04.10.2024 года высшая судебная инстанция указала на недопустимость взаимоисключающего истолкования судами правовых норм и постановила признать спорные нормы закона о банкротстве не соответствующими Конституции РФ, а также судам были даны разъяснения о порядке разрешения соответствующих споров до внесения изменений в закон о банкротстве.
Суть проблемы в том, что у арбитражного управляющего в делах о банкротстве есть обязанность опубликовать в Едином Федеральном Реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) различные сообщения. На публикацию каждого сообщения закон отводит определенный срок, но в данном случае суды в разных делах по-разному определяли дату начала отсчета этого срока.
И вроде бы – какая разница? А разница в том, что за несвоевременную публикацию сообщения арбитражного управляющего могут привлечь к административной ответственности в виде немаленького штрафа, а за повторное нарушение (неоднократное нарушение в течение года) – арбитражного управляющего могут просто дисквалифицировать, т.е. лишить его возможности в дальнейшем работать по специальности на некоторое время.
В частности, по пункту 6.1 статьи 28 закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан публиковать в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) сообщение о результатах проведенной процедуры банкротства в течение 10 дней после завершения процедуры. Камнем преткновения тут оказалась именно дата завершения одной из процедуры процедур банкротства, которое называется “конкурсное производство”, с которой нужно отсчитывать 10 дней.
В одних случаях арбитражный суд делал вывод, что публиковать сообщение о результатах нужно с даты вынесения арбитражным судом “Определения о завершении конкурсного производства”, а в других случаях суды считали, что срок нужно отсчитывать с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации юрлица.
Судьи Конституционного суда РФ не оставили эту ситуацию без внимания и решили, что такая двойственность норм закона в правоприменительной практике не соответствует Конституции РФ. Законодателям было поручено устранить неопределенность так, чтобы дата начала отсчета 10-дневного срока для публикации арбитражным управляющим сообщения о завершении конкурсного производства была четко и однозначно определена.
До внесения изменений в закон о банкротстве судьи предложили два порядка определения даты начала 10-дневного срока на публикацию в ЕФРСБ сообщения:
- если Определение о завершении конкурсного производства вынесено было до публикации вердикта Конституционного суда РФ (официально опубликовано 08.10.2024 года), то арбитражный управляющий должен опубликовать в ЕФРСБ сообщение о результатах конкурсного производства в течение 10 дней с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица,
- а если Определение о завершении конкурсного производства вынесено после 08.10.2024 года (дата официальной публикации Постановления Конституционного Суда РФ от 07.10.2024 N 44-П), то 10-дневный срок на публикацию в ЕФРСБ арбитражным управляющим сообщения о завершении конкурсного производства должен отсчитываться от даты вынесения арбитражным судом Определения о завершении конкурсного производства.